Датчик кислорода на ваз 2110: где находится, замена

Лямбда-зонд (датчик кислорода) — это датчик, который находится в выхлопной системе и измеряет коэффициент избытка кислорода в смеси атмосферного воздуха и жидкого топлива.

Датчик кислорода называют также датчиком «O2», «дожига» или лямбда-зондом. Почему лямбда-зондом? Буква “лямбда”, обозначает избыток кислорода в автомобилестроении. “Зонд” имеет французские корни и синонимично слову “исследовать”.

Содержание

Лада 2003, двигатель бензиновый 1.5 л., 95 л. с., передний привод, механическая коробка передач — своими руками

Датчик кислорода на ваз 2110: где находится, замена

Бийск

Лада 2110, 2006

130 000 ₽

Датчик кислорода на ваз 2110: где находится, замена

Озёрск

Лада 2110, 2005

45 000 ₽

Датчик кислорода на ваз 2110: где находится, замена

Алапаевск

Лада 2110, 2002

57 000 ₽

Датчик кислорода на ваз 2110: где находится, замена

Шумиха

Лада 2110, 2002

45 000 ₽

Посмотреть больше машин на Дроме

Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.

Войти Зарегистрироваться

Основные признаки неисправного лямбда-зонда

Срок службы кислородного датчика в среднем составляет по пробегу 80-120 тыс. км, но ресурс детали часто сокращается по разным причинам:

  • в бак автомобиля заливается некачественный бензин;
  • происходит перегрев двигателя;
  • неправильно отрегулировано зажигание, вследствие чего возникает детонация;
  • установлена бракованная деталь.

Нередко лямбда-зонд выходит из строя преждевременно из-за удара, хрупкий керамический элемент легко разрушается от ударной нагрузки. Именно по этой причине по кислородному датчику нельзя наносить удары, ронять его с высоты на жесткую поверхность.

Определить неисправный лямбда-зонд можно по различным косвенным признакам, неполадкам в работе двигателя:

  • мотор работает нестабильно на холостом ходу, обороты постоянно меняются, чаще такое происходит на непрогретом движке;
  • увеличился расход топлива, а из трубы глушителя идет черный дым;
  • на панели приборов загорается сигнальная лампа Check Engine;
  • свечи зажигания быстро покрываются копотью;
  • двигатель «тупит» – не развивает обороты, не позволяет машине разогнался до нужной скорости.

Если снять лямбда-зонд с автомобиля, можно заметить, что его внутренняя часть покрылась сажей (копотью) – это говорит о том, что топливо сгорает не полностью, пропорция топливной смеси нарушена.

Причины и признаки неисправности лямбда-зонда ВАЗ-2110, замена кислородного датчика

Как работает

Принцип действия лямбда зонда заключается в сравнении показателей двух электродов, один из которых расположен в чистом воздухе, а второй — в выпускном коллекторе.

Лямбда зонд ВАЗ 2110 выполнен из термостойких материалов, так как система выпускных клапанов и выхлопная система во время продолжительной работы двигателя имеют крайне высокую температуру.

Основными конструктивными элементами лямбда зонда являются:

  • стальной корпус;
  • наружный платиновый электрод;
  • внутренний циркониевый электрод;
  • керамический изолятор между внутренним и наружным электродами;
  • электронагреватель;
  • защитный кожух для наружного электрода.

Также лямбда зонды, с некоторыми техническими различиями, имеют 4-контактный разъем:

Схема

  • 1 контакт — передача сигнала на электронный блок управления;
  • 2 — электрическое питание;
  • 3 и 4 — электрическое питание электронагревателя.

Главной задачей лямбда зонда является определение количества несгоревшего кислорода в выхлопной трубе.

Электронный блок управления подает на электроды лямбда зонда напряжение, равное 0.45 В.

Наружный электрод определяет количество окружающего кислорода, внутренний — количество кислорода в отработанных газах. Получив данные, датчик передает соответствующий сигнал электронному блоку управления ДВС. Передаваемый сигнал — это разность двух показателей.

Блок управления, обработав полученный сигнал, вносит коррективы в работу всех составляющих топливной системы, а так же делает зажигание горючей смеси раньше или позже. Это способствует более стабильной и ровной работе двигателя.

На автомобилях ВАЗ-2110 с 8-клапанным и 16-клапанным двигателем, на которых установлен инжектор, датчик располагается на выпускном коллекторе автомобиля перед резонатором.

Особенностью кислородных датчиков на автомобилях ВАЗ является их рабочая температура. Функционировать они начинают, когда температура достигает 300–400 °C.

В первые минуты после запуска двигателя, контроль его работы осуществляется исходя из показаний других датчиков: массового расхода воздуха и температуры ДВС, а так же датчика открытия дроссельной заслонки.

Когда электронагреватель разогревает устройство до необходимой температуры, блок управления начинает учитывать его показания.

На ранее выпускаемые автомобили ВАЗ-2110 завод изготовитель устанавливал более простые лямбда зонды, в конструкцию которых не входил электронагреватель. Следовательно, его показания блок управления считывал лишь после достаточного прогрева двигателя. При этом, до прогрева и последующего контроля работы ДВС, выхлопные газы содержали значительное количество вредных элементов.

После утверждения новых законодательных актов, касающихся чистоты окружающей среды и уменьшения степени загрязнения воздуха, производители автомобилей стали устанавливать лямбда зонды, которые способны самостоятельно прогреться до необходимой температуры и через короткий промежуток времени обеспечивать менее токсичные выбросы в атмосферу.

Также, на определенный тип двигателей ВАЗ-2110 завод изготовитель устанавливал систему из двух лямбда зондов, которая так же расположена на выхлопной системе.

Система из двух лямбда зондов

Первый находится перед катализатором. Он определяет качество выхлопных газов до попадания в катализатор.

Второй — после катализатора, тем самым проверяя качество его работы, которая заключается в очищении выхлопных газов до уровня, требуемого законодательными актами.

Неисправности каталитического нейтрализатора


Катализатор (он же каталитический нейтрализатор) предназначен для очищения выхлопных газов от вредных примесей, играет роль своеобразного фильтра. Внутри катализаторной банки находятся керамические или металлические соты, покрытие каталитическим слоем из драгоценного металла. Со временем сажа от выхлопных газов накапливается, забивает соты, и выпускные газы проходят через катализатор с трудом.

Прочистить каталитический нейтрализатор удается не всегда, во многих случаях он подлежит замене. Но так как катализатор стоит достаточно дорого, а забивается довольно быстро (часто преждевременный выход из строя происходит из-за некачественного бензина), многие автовладельцы стараются избавиться от этой детали различными способами:

  • удаляют каталитический элемент, выбив соты из банки;
  • вместо катализатора устанавливают пламегаситель;
  • если каталитический нейтрализатор является неотъемлемой частью коллектора, производят его замену на специальную вставку (stinger).

На автомобилях ВАЗ-2110 с двигателем 1.6 л устанавливается два кислородных датчика, и если удалить катализатор, то нижний лямбда-зонд зафиксирует повышенное содержание CO в отработанных газах, а лампа диагностики будет загораться, фиксируя ошибку. Просто отключить кислородный датчик не получится, лампа Check Engine все равно будет загораться. Чтобы избавиться от этой проблемы, применяется специальная обманка, которая представляет собой специальную проставку, дополненную сетчатым фильтром.

Причины и признаки неисправности лямбда-зонда ВАЗ-2110, замена кислородного датчика

Обманка не уменьшает уровень токсичности в выхлопных газах, но ограничивает попадание выхлопа на сам лямбда-зонд, в результате датчика фиксирует нормальное содержание CO, и ошибка не загорается. Если и таким способом обмануть ЛЗ не удается, остается единственный выход – перепрошивать блок управления двигателем.

Описание замены кислородного датчика на ВАЗ 2110

Датчик кислорода обладает крайне низкой ремонтопригодностью. Так, например, если нет активности на клеммах лямбда-зонда или с сенсором произошла прочая неполадка, то исправить ситуацию можно лишь заменой неисправного датчика на новое изделие. Выполнить демонтаж и монтаж поможет инструкция, которая представлена ниже.

  • Зафиксировать транспортное средство стояночным тормозом.
  • Получить доступ к моторному отсеку. Для этого следует открыть крышку капота.
  • Отключить напряжение бортовой сети, скинув минусовую клемму аккумуляторной батареи.
  • Отсоединить клеммную колодку датчика кислорода.
  • Открутить лямбда-зонд.Демонтаж датчика кислорода
  • Изъять датчик кислорода.Посадочное место и лямбда-зонд
  • Установить новый датчик и собрать все в обратной последовательности.
  • Установить новый датчик и собрать все в обратной последовательности.

Разъем

  • Очистить рабочую поверхность.

Место расположения датчика

  • Обильно полить крепление датчика проникающей смазкой.

Нанесение проникающей смазки

  • Открутить датчик.

Отворачивание датчика

  • Изъять датчик.

Демонтаж

  • Поставить новый лямбда-зонд и собрать все обратно.

Общая информация и принцип действия

Как можно понять из названия детали, датчик кислорода (ДК) – это прибор, посредством которого ЭБУ получает информацию о количестве оставшегося кислорода в выхлопных газах.

ДК является достаточно сложным в конструкционном плане устройством. Состоит он из керамического электролита, который способен переносить крайне высокие температуры, вплоть до четырехсот градусов. Электролит сделан из диоксида циркония, поверхность которого обработана оксидом иттрия. Поверхность оксида покрыта напылением из платины. Использование платины обусловлено тем, что она является материалом, обладающим максимальной теплопроводностью.

Помимо основного электролита, конструкция лямбда зонта состоит из следующих частей:

  • Защитные экранированные наконечники с обеих сторон электролита, на которых расположены отверстия для забора воздуха и выхлопного газа. Наконечники, в паре с электролитом, являются основной функциональной частью датчика кислорода, по которым анализирующее устройство определяет разность потенциалов;
  • Наконечники являются своеобразным корпусом, внутри которого расположен элемент с высокой проводимостью тока (коллектор);
  • Между наконечниками расположено устройство, считывающее возникающий электрический сигнал;
  • Всё элементы конструкции датчика кислорода размещены внутри металлического корпуса. Клямбда зонду подведена проводка из четырех проводов: 2 белых провода. которые отвечают за питание устройства, и два черных – первый, передает полученные данные к ЭБУ, второй – заземление.

Что это?

Датчик кислорода или лямбда зонд для ВАЗ 2110 является устройством, которое расположена на выпускном коллекторе в выхлопной системе вашего автомобиля.

Расположение лямбды зонд

Данные, передаваемые с устройства, позволяют электронному блоку управления оптимизировать состав топливовоздушной смеси. Если смесь, идущая в камеру сгорания, оказывается бедной или чрезмерно обогащенной, датчик сообщает об этом, после чего начинается корректировка смеси.

Диагностика

Следует отметить, что проверка работоспособности лямбда зонда должна проводиться совместно с техническим обслуживанием автомобиля, с периодичностью — каждые 10 тысяч километров пробега. Однако если автомобиль эксплуатировался в неблагоприятных климатических условиях, что применимо к Москве, или в агрессивном режиме, техническое обслуживание должно проводиться чаще. Это рекомендация завода изготовителя.

Так же производитель не рекомендует выполнять самостоятельную диагностику или ремонт в случае возникновения признаков какой-либо неисправности. Для ее устранения следует обращаться в сервисный центр.

Диагностика путем визуального осмотра

Начало любой диагностики начинается с визуального осмотра. К первичным способам диагностики кислородного датчика можно отнести:

  • визуальный осмотр электропроводки лямбда зонда на предмет целостности и отсутствия механических повреждений или разрыва;
  • осмотр самого лямбда зонда. На его поверхности не должно быть нагара или твердых отложений.

Осмотр

Нагар на корпусе кислородного датчика свидетельствует о неисправном электронагревателе или чрезмерно богатой горючей смеси, поступающей в камеры сгорания.

Твердые отложения на корпусе датчика говорят о плохом качестве топлива и наличии в нем вредных примесей, или о неправильной пропорции горючей смеси.

При отсутствии видимых причин неисправности выполняется более детальная диагностика.

Детальная диагностика

В сервисном центре, с помощью подключения диагностического компьютера, проверяются все электронные системы автомобиля. При неисправности одной из них бортовой компьютер выявляет ошибку и сохраняет ее в своем реестре ошибок. Каждая ошибка имеет свой код, по которому легко выяснить источник неисправности.

Бортовой компьютер

В случае отсутствия диагностического компьютера, необходима слесарная диагностика, которая подразумевает частичную разборку и диагностику вольтметром. Она заключается в следующих операциях:

  • запуск двигателя и прогрев до рабочей температуры;
  • остановка двигателя;
  • отключение разъема датчика и подключение к нему вольтметра;
  • повторный запуск ДВС и одноразовое поднятие оборотов на холостом ходу до 2500 тысяч в минуту;
  • отсоединение вакуумного патрубка от регулятора давления топлива;
  • проверка показаний вольтметра. В том случае, если показание равно или меньше 0.8 В, датчик кислорода 2110 неисправен. Он не подлежит ремонту, следовательно, необходима замена;
  • проверка кислородного датчика на выявление обедненной топливной смеси. При этом искусственно перекрывается подача воздуха в двигатель. Если показания вольтметра равны 0.2 В или меньше, датчик исправен. Иные показания свидетельствуют о неисправности датчика.

Провека вольтметром

Так же в сервисном центре с помощью вольтметра возможна проверка сигнала, подаваемого на лямбда зонд с электронного блока управления. Если подаваемое напряжение выше 0.45 В, необходима более детальная диагностика блока управления.

Провода подключения

Распиновка датчика кислорода, имеющего подогрев, включает четыре провода:

  • Черный провод, он еще называется сигнальный – подключен к контроллеру, который считывает поступающие сигналы о количестве кислорода, который содержится в выхлопе;
  • Два белых провода предназначены для нагревательного элемента, находящегося в контроллере. При этом не имеет значение, какой провод подключать к плюсу, какой – к минусу;
  • Четвертый провод распиновки лямбда зонда ВАЗ 2110 – серый, это заземление.

    На фото - Электрическая схема (распиновка) датчика кислорода

    Электрическая схема (распиновка) датчика кислорода

Лямбда зонды, которые подогрева не имеют, могут иметь распиновку на два или три провода.

Нужно учитывать несколько моментов:

  • Замена не подогреваемого датчика на подогреваемый возможна, наоборот – нет;
  • При установке проследите, чтобы на разъем или наконечник не попала грязь или смазка, что сильно сокращает срок службы прибора;
  • Закручивать новый при замене, нужно динамометрическим ключом с моментом затягивания около 40 Нм.
  • Распечатать

Симптомы неисправности

Где он установленГде он установлен

По поведению автомобиля можно достаточно легко определить, что лямбда зонд пришел в негодность:

  • Автомобиль дергается во время движения;
  • Обороты плавают;
  • Катализатор работает неправильно;
  • Расход топлива заметно растет;
  • В выхлопных газах наблюдается большое количество токсинов.

За работой этого датчика требуется постоянный контроль. Согласно руководству по эксплуатации, проверка выполняется каждые 10 тысяч пройденных километров. Но если условия эксплуатации машины трудные, приходится регулярно ездить в сложных условиях, двигатель перегружается, тогда проверку лучше проводить чаще.

Артикул и стоимость кислородного датчика и его аналогов

На восьмиклапанных ВАЗ 2110 используются оригинальные датчики кислорода с артикулом 2112385001020. Цена за фирменный лямбда-зонд составляет от 1400 до 2000 рублей. На шестнадцатиклапанных автомобилях ВАЗ 2110 стоит другой сенсор. Его каталожный номер — 21120385001030. Стоимость изделия находится в пределах 4000-7000 рублей. Распиновка датчиков отличается, поэтому они не взаимозаменяемы.

Помимо оригинальных датчиков кислорода в продаже имеются их аналоги. Многие из них обладают неплохим качеством при доступной цене. Наилучшие альтернативные варианты лямбда-зондов ВАЗ 2110 представлены в таблицах ниже.

Таблица — Аналоги кислородного датчика 2112385001020

Фирма производитель Артикул Примерная стоимость, рублей
Bosch 258006537 1200-2500
Дорожная Карта 2112385001020 1200-1600
Spart LD16133 1100-1350
Пекар 2112385001020 1300-1900
Euroex EX16537 1100-1500

Хороший аналог родного датчика кислорода ВАЗ 2110

Таблица — Альтернативы фирменного кислородного датчика 21120385001030

Фирма производитель Артикул Примерная стоимость, рублей
Profit 40050010 1200-1800
Бош 258005247 2200-3100
Spart LD16112 1100-1550

Возможен ли ремонт

В некоторых случаях вышедший из строя датчик можно попытаться восстановить. Но этот вариант применим лишь для тех случаев, когда причиной его поломки являются отложения нагара на рабочих элементах устройства. Продукты сгорания нарушают нормальную работу лямбда-зонда, искажая выходной сигнал. Для того чтобы самостоятельно избавиться от нагара на рабочих поверхностях датчика, нам потребуются:

  • ножовка по металлу;
  • тиски;
  • газовая горелка (можно использовать горелку бытовой газовой плиты);
  • чистая стеклянная емкость;
  • ортофосфорная кислота;
  • паяльник, флюс и припой.

    Неисправности датчика кислорода

Первым делом рассоединяем разъем датчика и выкручиваем его из посадочного места. Теперь его нужно распилить, ведь зонд не разбирается. Аккуратно зажимаем его в тиски и отпиливаем оба защитных колпачка, чтобы добраться до керамического стержня. Когда это будет сделано, нагреваем датчик над горелкой. Это необходимо для выжигания нагара. Ни в коем случае нельзя пытаться удалять продукты сгорания механическим путем. Так вы только навредите устройству.

После нагревательных процедур можно продолжить восстановление рабочих элементов датчика, поместив его в ортофосфорную кислоту. Она отлично растворяет нагар. Но не переусердствуйте. Держать зонд в кислоте не рекомендуется более 30 минут.

По окончании работ датчик необходимо собрать. Для этого потребуется припаять отпиленные колпачки к корпусу, используя паяльник, флюс и припой.

Сообщений 6

1 Тема от serega 32 2014-11-30 00:15:08

  • serega 32
  • Новый участник
  • Неактивен
  • Регистрация: 2014-11-29
  • Сообщений: 5Спасибо: 0
  • Авто: ваз 2109i

Тема: оборвался разъем датчика кислорода, как подключить по цветам? ваз 2109

Оторвался разъем.Как теперь соединить провода без этого разъема? Какой провод к какому? они там не по цветам. подскажите кто сталкивался!?

Добавлено: 2014-11-30 01:15:08

забыл сказать, машина ваз 2109i

2 Ответ от Serg 2014-11-30 08:52:53 (2014-11-30 08:59:27 отредактировано Serg)

  • Serg
  • Фанат лада2111.рф
  • Неактивен
  • Регистрация: 2013-07-29
  • Сообщений: 830Спасибо: 363
  • Авто: 2111 двг2114 год2008

Re: оборвался разъем датчика кислорода, как подключить по цветам? ваз 2109

С какой стороны оторвался датчика или жгута ? На разьеме есть буквы A B C D

датчик A — C выхода датчика (серый и черный) B — D подогреватель датчика (обычно белые провода)

жгут A — розовый к эбу 28 нога B — розовчерн +12в питание нагревателя C — краснбел к эбу 10 нога D — белчерн к эбу

3 Ответ от serega 32 2014-11-30 11:41:24

  • serega 32
  • Новый участник
  • Неактивен
  • Регистрация: 2014-11-29
  • Сообщений: 5Спасибо: 0
  • Авто: ваз 2109i

Re: оборвался разъем датчика кислорода, как подключить по цветам? ваз 2109

СПАСИБо. только самого разъема нет просто провода висят. 4 от датчика и 4 из жгута.

Лямбда зонд (также называется кислородным контроллером, датчиком O2, ДК) является неотъемлемой частью выхлопной системы автотранспортных средств, отвечающих экологическим стандартам EURO-4 и выше. Это миниатюрное устройство (обычно устанавливается 2 лямбда зонда и более) контролирует содержание O2 в выхлопных смесях автотранспортного средства, благодаря чему значительно снижается выброс ядовитых отходов в атмосферу.

Датчик кислорода на ваз 2110: где находится, замена

В случае некорректной работы ДК или если произошло отключение лямбда зонда, функционирование силового агрегата может быть нарушено, из-за чего мотор перейдет в аварийный режим (на панели загорится Check Engine). Чтобы такого не случилось, систему автомобиля можно перехитрить, установив обманку.

Причины поломки

Старого и нового образцаСтарого и нового образца

Прежде чем приступить к проверке, необходимо определить причины, по которых датчик перестал корректно работать.

  • Внутрь устройства попала охлаждающая жидкость.
  • Были использованы неподходящие чистящие средства для чистки корпуса устройства.
  • В бензине, которым вы заправляете свой автомобиль, имеется большое количество свинца. Популярная поломка, характерная для автомобилей тех владельцев, кто предпочитает дешевые заправки.
  • Банальный перегрев термостойкого датчика, который возникает опять же по причине некачественного горючего.

Какие последствия бывают после установки обманок

Нужно понимать, что любая обманка устанавливается на страх и риск автовладельца. Если монтаж был произведен неправильно, то вы можете столкнуться со следующими проблемами:

  • Из-за того, что бортовой компьютер не может регулировать впрыск жидкости, может произойти нарушение работы мотора.
  • Если схема неправильно спаяна, это может привести к повреждению электропроводки.
  • В процессе установки обманки вы можете повредить датчики кислорода, после чего даже не узнаете об их неисправности (так как у вас уже будет установлена обманка).
  • После таких вмешательств (не только при перепрошивке) может произойти сбой в бортовом компьютере.

Любая неточность приведет к плачевным последствиям, поэтому лучше установить более безопасный готовый эмулятор. В отличие от обманки, он не «обманывает» блок управления, а лишь обеспечивает его корректную работу, преобразуя сигнал ДК. Внутри эмулятора также установлен микропроцессор (как и в самодельной электронной обманке), который способен оценивать выхлопные газы и анализировать ситуацию.

Срок службы

По рекомендациям производителей, замена датчика кислорода для ВАЗ 2110, должна происходить для не подогреваемых лямбда зондов через каждые 50 – 80 тысяч км пробега, для подогреваемых – через 100 тысяч.

Но это не значит, что неисправности не могут появиться раньше:

  • Самая главная из возможных причин – это отложения нагара под защитным колпачком;

Датчик кислорода с нагаром на рабочей части Сравнение нового и грязного лямбда зонда

  • Обрывы цепи;
  • Перегрузки (перегрев) при перебоях с зажиганием;
  • Замыкание;
  • Механический обрыв прибора от неосторожной езды.
  • Требуемые инструменты

    Для того, чтобы замена датчика кислорода на ВАЗ 2110 прошла удачно, рекомендуется подготовить нижеперечисленные инструменты.

    Таблица — Инструменты для замены кислородного датчика

    Наименование Примечание
    Рожковый ключ «на 22»
    Накидной ключ «на 13», «на 15»
    Проникающая смазка Например, ВД-40 или подобная
    Ветошь и металлическая щетка Для очистки загрязнений

    На автомобилях с двумя лямбда-зондами для замены диагностического датчика кислорода требуется иметь доступ снизу машины. Поэтому для проведения ремонтных работ необходимо иметь смотровую яму, подъемник или эстакаду.

    Визуальный осмотр

    Осмотр

    Начинать проверку всегда следует с визуального изучения состояния датчика кислорода.

    • Осмотрите провода. Они должны быть целыми, без следов повреждений, дефектов. Все разъемы проверьте на прочность соединений.
    • Сажа на лямбда зонде говорит о неисправности нагревателя устройства. Также подобные отложения вызваны чрезмерно обогащенной топливовоздушной смесью.
    • Если на поверхности элемента вы заметили блестящие отложения, это свидетельствует об избытке свинца в топливе, который заливаете бак. Подобная ситуация требует обязательной замены датчика кислорода, поскольку свинец мог повредить внутреннее устройство.
    • Серые или белые отложения — это результат воздействия на датчик разного рода присадок из топлива. Они часто становятся причиной поломки зонда, который придется заменить.


    Поделитесь в соц.сетях:

    Оцените статью:

    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
    Загрузка...

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.